В России намечено значительное повышение утилизационного сбора на автомобили, не зарегистрированные в стране. Предполагается, что к 2025 году владельцам машин с моторами объемом 2 литра придется дополнительно выкладывать до 1,172 миллиона рублей. Это обстоятельство вызывает ряд вопросов о возможных последствиях и идеальном времени для покупки автомобиля.
В российских государственных структурах рассматривается возможность существенного и поэтапного увеличения утилизационного сбора на автомобили, не производимые локально. Проект постановления правительства, касающийся долгосрочной схемы индексации утильсбора, включая легковые машины, был презентован 15 июля. Этот документ был подготовлен комитетами Госдумы по промышленности и торговле и Совета Федерации по экономической политике. Интересно, что возглавляет экспертный совет при комитете по промышленности Максим Соколов, руководитель «АвтоВАЗа», который активно выступает за индексацию сбора в целях защиты от «ценовой агрессии» китайских автомобилей, не имеющих локального производства.
Публичные консультации по этому вопросу будут проходить до 20 августа. Если проект будет утвержден, производители автомобилей будут обязаны частично покрывать увеличенный утильсбор при ввозе иномарок в Россию начиная с 1 октября 2024 года. Ужесточение коснется только тех автокомпаний, которые не организовали собственное производство в России или Беларуси. Мы выясняем причины этой инициативы и определяем, какие модели автомобилей подорожают в первую очередь.
Как будут повышать утильсбор на автомобили?
По данным Минпромторга, если производство отечественных и локализованных в стране автомобилей продолжит развиваться активными темпами, ожидается, что утилизационный сбор для ввозимых автомобилей вырастет в 2024 году. Как информирует ведомство, ставка планируется к индексации на среднем уровне 70-85% в первый год и на 10-20% в последующие годы.
Утилизационный сбор — это сумма, которую импортёрам необходимо выплачивать при ввозе автомобилей в Россию, помимо таможенных пошлин и налогов. В случае, если модель произведена с локализацией, государственные власти компенсируют автопроизводителям часть этого сбора, основываясь на количестве начисленных за локализацию баллов. Более высокий уровень локализации приводит к большим компенсациям, при этом наибольшие бонусы предоставляются за локализацию двигателей и трансмиссий.
Текущая шкала утилизационного сбора выглядит следующим образом:
- 306 000 руб. для автомобилей с двигателями до 2 л;
- 844 800 руб. для моторов объёмом 2-3 литра;
- 970 000 руб. для машин с двигателями 3-3,5 л;
- 1,235 млн руб. для автомобилей выше 3,5 л.
Для электромобилей сбор установлен на уровне 32,6 тыс. руб., однако ввоз через Белоруссию потребует дополнительной выплаты свыше 300 тыс. руб.